Татевский монастырь (Канатная дорога Крылья Татева)

Поиск Экскурсии
Перейти к контенту

Главное меню:

Татевский Монастырь
Татевский монастырь
Татевский монастырь История

Основан в 895—906 годах сюзереном Сюника Ашотом и его женой Шушан, а также князем Гегаркуника Григором Супаном II и князем Балка Дзагиком.

В X веке в обители проживало около тысячи человек. В XIII веке монастырь собирал налоги с 680 окрестных деревень.

Монастырь представлял собой один из важнейших центров науки и просвещения средневековой Армении. Несмотря на разрушение среднеазиатским завоевателем Тамерланом значительного количества армянских монастырей в конце XIV—начале XV веков, Татев сохранил свой статус крупного феодального центра. В 1373 году Ованесом Воротнеци в обители был основан Татевский университет, в течение полувека остававшийся единственным действующим университетом Восточной Армении. При университете развивалась татевская школа миниатюры.

В 1435 году обитель была сожжена конницей Шахруха, младшего сына и преемника Тимура.

27 апреля 1921 года на съезде в монастыре была провозглашена дашнакская Республика Горная Армения.

Монастырь сильно пострадал от землетрясения в 1931 году. В настоящее время на территории ведутся восстановительные и реставрационные работы. Монастырь открыт для посещения без ограничений.

Есть две версии происхождения названия обители. Согласно одной из них, «Татев» переводится с армянского как «Даст крылья». Поговаривают, что, завершив работу, мастер-строитель встал на край ущелья, перекрестился, произнёс: «Огни, Сурб, та тэв» («Да ниспошлет Святой Дух крылья!»), — и бросился в бездну. Выросли у мастера крылья, он улетел, а построенный им монастырь назвали Татев. Вторая версия связана с именем святого Евстатеоса (Евстафия), ученика апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Армении. В этих местах миссионер принял мученическую смерть, а в IV веке над его могилой был возведён храм, который освятил Григор Лусаворич (святой Григорий Просветитель). Руины храма сохранились за крепостными стенами, неподалёку от входа в обитель.

Храм Сурб Погос-Петрос, или святых апостолов Павла и Петра. Главное архитектурное сооружение монастыря было построено в 895—906 годах. Построенный на закате арабского правления собор явился свидетельством мощи и амбиций возрождённого Армянского царства. Особое внимание зодчие уделили убранству храма, служившего главным собором Сюникского княжества. В 930 году внутренние стены храма были украшены фресками, которые сегодня практически полностью утрачены. Справа от апсиды находится гробница св. Григора Татеваци, последнего канонизированного святого Армянской апостольской церкви.

Гробница Сурб Григор Татеваци, или Святого Григора Татеваци. Скромное сооружение — мартирий с арочным перекрытием и куполом — возведено в конце XVIII века над могилой известного средневекового учёного, богослова и педагога, ректора Татевского университета Григора Татеваци. С 1390 года он провёл в Татевском монастыре более 20 лет, вплоть до своей кончины в 1409 году.

Церковь Сурб Григор Лусаворич, или Святого Григория Просветителя. Это наиболее раннее из сохранившихся культовых сооружений монастыря. Согласно хронике, церковь, примыкающая к южному фасаду кафедрального собора обители, была возведена в 1295 году вместо здания, построенного в 836—848 годах сюникским князем Пилипосом и разрушенного землетрясением в 1139 году. Храм был восстановлен в конце XIII века династией Орбелян.

Церковь Сурб Аствацацин, или Пресвятой Богоматери. Наименьшая из трёх церквей Татевского монастыря. Возведена в восьмидесятые годы XI века на крепостной стене над древней монастырской гробницей. Имеет вертикально ориентированные пропорции, что встречается редко в армянской архитектуре.

Гавазан — увенчанный хачкаром уникальный качающийся столп, воздвигнутый в 904 году по соседству с резиденцией епископа, архитектурное посвящение Святой Троице. Восьмигранная каменная колонна опирается на восьмигранный пьедестал. Древним зодчим удалось с ювелирной точностью вычислить параметры соответствия между силой тяжести самого монумента и его объёмами, что обеспечивает стабильное вертикальное положение столпа. Установленный на шарнире, он способен раскачиваться - собственно, поэтому он и называется «качающимся столпом» или «живым посохом» («гавазаном»). Колонна приходила в движение даже во время самого слабого землетрясения, предупреждая монахов и местных жителей. Раскачивалась она также, когда дрожала земля при приближении вражеских войск. Кроме того, столп имеет еще одно предназначение. Он был основан 11 августа - в день древнеармянского Нового года - Навасарда. Он является точным небесным компасом и ориентирован на созвездие Айк-Орион. Столп показывает нулевую отметку отсчета времени и по нему можно рассчитать не только световой год (25920 лет), но и один земной год.

Маслодавильня Дзит Ан. В одном из двух залов маслодавильни XVII века сохранился массивный жёрнов, с помощью которого отжималось масло. Растения сначала подвергали тепловой обработке на медленном огне, затем массу дробили жёрновом и помещали под гнёт. Полученная жижа отстаивалась, фильтровалась, и на выходе получалось растительное масло, которое использовалось в хозяйстве и при обороне обители.

Пустынь Татева. К пустыни Татева, расположенной гораздо ниже основного монастыря, в ущелье реки Воротан, вёл трёхкилометровый подземный ход, который в настоящее время завален. Татевская пустынь была основана в XIV веке монахами монастыря Аранц, который был разрушен землетрясением. Из дошедших источников известно, что пустынь была разрушена тремя последовательными землетрясениями, но при этом никто из монахов не пострадал, за исключением старца, не пожелавшего уходить из старой пустыни и погибшего в результате третьего землетрясения.

Канатка Крылья Татева
Канатка Татева
Канатная дорога Крылья Татева
Канатная дорога Татева
Канатная дорога Крылья Татева
Канатка Татев
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню